Биография Алексея Толстого

советский писатель
10 января 1883 — 23 февраля 1945

«Советский граф», один из ведущих отечественных авторов 20-х — 40-х гг. XX века, оценка личности которого в последние годы претерпела кардинальные изменения. Родился на хуторе Сосновка (Самарской губ.), учился в Санкт-Петербурге на инженера-технолога, но в 1901 г. оставил учебу, целиком посвятив себя литературному труду. В 1919 г. эмигрировал в Германию, вернулся в Россию в 1923 г. Академик АН СССР, лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946).

Юность Алексея Николаевича Толстого совпала с периодом разорения и вырождения усадебного, мелкопоместного дворянства. Первые рассказы и книги писателя — «Заволжье», «Чудаки», «Мишука Налымов» — посвящены этим наследникам Обломова, доживающим последние дни. А его автобиографическая повесть «Детство Никиты» поражает чудесным сочетанием гениальной литературной простоты и пронзительной ностальгической грусти об ушедшем детстве, о волшебстве ранних впечатлений, заставляющих обыденность сверкать как драгоценность.

Вообще Толстой многое «пропускал через себя», в этом смысле интересен цикл его повестей о русской эмиграции («Эмигранты», «Черное золото» и др.). Среди повестей и рассказов о Гражданской войне большую известность получила повесть «Гадюка» — о молодой женщине, романтически воспринимавшей боевые будни и сломленной обывательским бытом. Кстати, героини Толстого – это целая галерея сочно выписанных характеров, удивительно сильных и цельных, полных жизненных сил и сохраняющих чистоту бриллиантов, еще более заметную в грязи.

В советский период творчества Толстой быстро завоевал статус «классово прозревшего» писателя, поставившего перо «на службу трудовому народу», официально признанного классика. В последнее время этот широко распространенный миф рассеялся, уступив место более прозаическому образу нашедшего удобную экологическую нишу прагматика, социального приспособленца, своим авторитетом в значительной мере создававшего «благопристойный» фасад сталинскому террору. Эта общественная позиция не отменяет художественных достоинств Толстого, многие из произведений которого входят в золотой фонд отечественной литературы XX века; также трудно отрицать вклад писателя в становление советской научной фантастики. Последний определяется, в основном, двумя романами: написанной еще в эмиграции «Аэлитой» и «Гиперболоидом инженера Гарина»; оба произведения многократно переиздавались и были экранизированы.

Несомненно, в процессе работы на автора оказали влияние модные в то время мистицизм и оккультизм (в частности, гипотеза о жителях легендарной Атлантиды, переселившихся на Марс), а также знакомство с идеями К.Циолковского. Критики-современники приняли роман прохладно (даже симпатизировавшие Толстому К.Чуковский и Ю.Тынянов), однако со временем роман превратился в одно из самых читаемых произведений советской научной фантастики. Именем марсианской принцессы назывались малые планеты и молодежные кафе; это имя принадлежит и первой советской премии по научной фантастике, присуждаемой с 1981 г. Огромное число публикаций «Аэлиты» в Рунете — интересный факт, наверняка бывший бы лестным автору, не умри он полвека назад.

В отличие от «Аэлиты», остросюжетный роман «Гиперболоид инженера Гарина» принадлежит определенной литературной традиции, уже вполне сложившейся к тому времени, — т.н. «красному Пинкертону». Герой романа — изобретатель Гарин с помощью прибора, обеспечивающего концентрацию теплового луча, пробивается к неиссякаемым запасам золота в земной коре, привлекает на свою сторону американского финансового воротилу и, грозя миру экономической катастрофой, становится диктатором; однако его властолюбивые амбиции вовремя остановлены советским чекистом Шельгой, поднявшим восстание рабочих. Критики и специалисты-ученые отмечали необыкновенную для своего времени научную достоверность придуманного Толстым «гиперболоида», в основных чертах предвосхитившего современный лазер.

Классикой отечественной детской литературы стала сказка Толстого, хотя и навеянная повестью итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», но по сути представляющая собой самостоятельное произведение, — «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Творческий поиск и некоторый литературный авантюризм толкали писателя на смелые эксперименты – и языковые, и жанровые. Яркий пример «семейного» романа-эпопеи (к которому также вполне подходит определение «советский женский роман») – трилогия «Хождение по мукам». Всенародная любовь к его героям выдержала не одну экранизацию.

Толстого живо интересовала история родины, а некоторые фигуры (такие, как Петр I) обладали для него прямо-таки магнетической притягательностью. Эта тема нашла наиболее яркое воплощение в романе «Петр Первый». На фоне реальных исторических событий Толстой создал живые образы царя-реформатора и его сподвижников. «Петр Первый» занимает совершенно особое место в русской литературе, это действительно такая вершина, которой трудно достигнуть вторично.

К началу Великой Отечественной войны Алексей Толстой не только занимал солидное место в пантеоне советских писателей, но и был широко известен и любим. В самые первые дни войны писатель обратился через газету «Правда» к своим многочисленным читателям: «Мы защищаем свою родину, мы защищаем Россию… Мы сдюжим!» И все годы войны в очерках, статьях, выступлениях Толстого звучали слова любви к своему народу, веры в его стойкость и мужество. Об этом и цикл его военных «Рассказов Ивана Сударева», в который входит и «Русский характер».

Алексей Толстой умер, не дожив всего несколько месяцев до Дня Победы – 23 февраля 1945 года.

Константин Паустовский так писал о нем: «Толстой не только крупнейший мастер нового, социалистического времени, но и носитель высоких традиций, идущих от Пушкина, Гоголя, Чехова, Горького. У Алексея Толстого — острый глаз, точный слух, живой и пленительный язык, редкое знание людей. Все это непрерывно обогащало и обогащает нас, его современников, и будет обогащать поколения людей, идущих нам на смену. Алексей Толстой открыл мир людей многих эпох, начиная от «Смутного времени» и дней Петра Первого и кончая нашим социалистическим временем. Он открыл нам обширное богатство человеческих образов — всегда живых, всегда задевающих сердце, всегда вызывающих у нас беспокойство, смех и радость, печаль и негодование… Язык Толстого блестящ, народен, полон лаконичной выразительности… Он владеет этим великолепным языком так же легко, как люди владеют своими пальцами, своим голосом…»

С таким же пиететом относятся к Толстому и современные литературные львы, например Борис Стругацкий: «Алексей Толстой был для нас всегда недостижимой вершиной по части владения русским литературным языком. Россия знает еще только одного такого Мастера — я имею в виду Михаила Булгакова».

Стихи о любви
Добавить комментарий