Биография Алексея Плещеева

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) — русский поэт. Родился в дворянской семье, обучался в школе гвардейских подпрапорщиков и Петербургском университете. Как активный участник кружка петрашевцев в начале 1849 года был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Суд решил «во внимание к молодым его (Плещеева) летам лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь, на поселение», но Николай I наложил резолюцию: «Рядовым в Оренбургские линейные батальоны». Плещеев служил в Уральске, участвовал в военных действиях и в 1856 году был произведен в прапорщики. В 1858 году получил разрешение жить в столице и вскоре переехал в Москву. В 1872-1884 годах Плещеев жил в Петербурге, состоял членом редакции «Отечественных записок» и заведывал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии «Отечественных записок» Плещеев этим же отделом заведывал в «Северном вестнике».

Плещеев стал печататься в журналах с 1843 года, а в 1846 году выпустил сборник стихов. В 1840-х годах это — яркий и популярный певец радикальной молодежи, поэтический трибун петрашевцев. Его стихотворение «Вперед без страха и сомнения» справедливо названо в одном исследовании «своего рода марсельезой поколения 1840-х годов». Довольно расплывчатые лозунги этого стихотворения без труда расшифровывались современниками как пропаганда утопического социализма. Плещеев был одним из идеологов левого крыла дворянской интеллигенции, отвергавшего самодержавно-крепостнический строй, но не умевшего найти пути к крестьянской массе.

С 1856 года Плещеев снова стал печатать стихи в журналах, а в 1858 году выпустил новую книгу стихов. Добролюбов отметил отсутствие в этой книге «мощных призывов» и «гордых увлечений», характерных для раннего творчества Плещеева. И действительно, поэзия Плещеева после ссылки свидетельствует о надломе, об утрате героического порыва юности («Расстался я с обманчивыми снами Моей давно исчезнувшей весны»). С другой стороны, во второй книжке Плещеева отразились некоторые либеральные иллюзии относительно реформ Александра II. Однако Плещеев не спустился до уровня рядового либерально-дворянского поэта. Если осуждение господствующих классов не переросло у него в жгучую ненависть, если сочувствие к трудящимся и угнетенным массам не вылилось в неутомимую жажду революционного действия, если Плещеев не смог стать поэтическим идеологом революционной демократии, он все же сумел сохранить к ней известную близость. Недаром о его стихах тепло отозвался Чернышевский, а Добролюбов признавал наличие в нем «восприимчивости к веяниям жизни». Жгучий стыд за потерю боевого энтузиазма и революционной воли, преклонение перед людьми революционного действия, теплая любовь к угнетенной бедноте — таковы мотивы лучших стихотворений позднего Плещеева.

Как переводчик Плещеев особенно много сделал для популяризации в России поэтов западно-европейской революционной демократии (Барбье, Петёфи, Гейне, Фрейлиграт, Гервег, М. Гартман и др.).

В своих прозаических произведениях Плещеев изображал преимущественно либеральных «лишних людей», отвергавших косную среду, но не умевших действовать. Уже Добролюбов отметил, что у Плещеева намечается иронический взгляд на этих героев либерального барства; однако Плещеев не сумел подняться до такой сатиры на «лишних людей», какую дали художники революционной демократии (ср. образ Щетинина в романе Слепцова «Трудное время» и т.д.).

«Литературная энциклопедия», Москва, 1929-1939.

Стихи о любви
Добавить комментарий