Биография Вячеслава Иванова

Иванов Вячеслав Иванович — известный поэт. Родился в Москве в 1866 г. Учился в Московском университете, где курса не кончил, потом в Берлинском университете, где особенно ревностно занимался классической филологией. Диссертация, которую Иванов готовил в эти годы, появилась в печати лишь в 1911 г.: «De societatibus vrctigalium publicorum populi Romani». Долго жил в Италии, в Афинах и Париже, совершил путешествие в Палестину. Стихи Иванова впервые появились в 1898 — 1899 гг. в «Журнале Министерства Народного Просвещения», в «Cosmopolis» и в «Вестнике Европы». Первый сборник стихов Иванова, «Кормчие Звезды», вышел в 1903 г. Поселясь в Петербурге, Иванов скоро получил большое значение в литературных кругах. Его «среды» одно время были средоточием всех молодых литературных течений; к Иванову, как к признанному «учителю», стремились попасть все молодые поэты. Под непосредственным влиянием Иванова возникло «Общество ревнителей русского слова», в котором он прочел замечательный курс по русской ритмике. В то же время Иванов читал лекции по истории греческой литературы на курсах Раева. Деятельно сотрудничал в «Весах», «Золотом Руне», «Перевале», позднее в «Русской Мысли», «Трудах и Днях» и др. журналах. Издал отдельно: сборники стихов: «Прозрачность» (1904), «Эрос» (1907), «Cor ardens» (2 тома, 1911 — 1912), «Нежная тайна» (1912), сборник статей «По звездам» (1909); поместил в периодических изданиях несколько замечательных произведений, в том числе трагедию «Тантал» (1905) и исследование «Эллинская религия страдающего бога» (1904 — 1905). С 1913 г. живет в Москве. Лирика Иванова принадлежит к числу замечательных явлений нашей новой литературы. Огромная эрудиция автора и глубина его постоянно развивающегося миросозерцания соединяются в ней с даром певучего стиха, с умением все изображать в ярких образах, с поразительной техникой. Однако во многих отношениях Иванов должен быть признан пока «поэтом для немногих». Его поэзия требует от читателя большой подготовки. Чувствуя себя свободно во всех областях истории, философии и особенно античной мифологии, Иванов для выражения своих мыслей пользуется намеками на идеи, события, предания и имена, часто известные лишь ограниченному кругу специалистов. Самый язык Иванова представляет двоякую трудность: он исполнен как ряда архаизмов, так и смелых неологизмов, и крайне сложен по своему синтаксису. Сознательно Иванов удаляет язык стиха от языка разговорного, заимствуя слова и обороты речи у старых русских поэтов и из памятников старины, усваивая русскому языку некоторые приемы языков античных, вводя новые способы выражения мысли. В то же время этот язык глубоко обдуман; все выражения, если всмотреться в них, метки и образны, из всех слов извлечена наибольшая сила изобразительности, какую они могут дать. С годами Иванов явно уклоняется в сторону большей ясности и доступности языка; некоторые из его последних стихотворений являются образцами высокой простоты речи. В миросозерцании Иванова можно указать два периода. В первом он находился всецело под влиянием откровений античного мира, с которыми стремился сблизить современность, в частности — христианство. Во втором, после глубокого духовного переворота, он вполне усвоил себе мистическую сущность христианства, но пытается удержать в гармонии с ней по-прежнему дорогую ему античность. Очень замечательны теоретические статьи Иванова об искусстве, частью собранные в книге «По звездам». Это — если не самое полное и верное, то самое глубокое толкование символизма, как исконного начала искусства. В своей эстетике, Иванов начало эстетического почти подчиняет началу религиозному. Для Иванова искусство, как неизбежно связанное с миром материальным, стоит ниже, нежели религиозное действо, составляющее конечную цель жизни и развивающееся в пределах абсолютно не материальных. — Некоторые стихи Иванова переведены на языки немецкий, французский, чешский, латышский и др

Стихи о любви
Добавить комментарий